Российская миграционная политика

В условиях современной России вопрос о том, соответствует ли российское миграционное законодательство и практика его применения международным стандартам, весьма актуален. Согласно действующей Конституции весь массив российского законодательства, регулирующего право каждого на свободное передвижение, правового статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, должен соответствовать не только конституционным принципам демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Базовые принципы и нормы правового регулирования положения различных категорий мигрантов определены действующим законодательством Российской Федерации.

Особое внимание Российская Федерация уделяет международному правовому сотрудничеству в регулировании внешней и внутренней миграции. Ярким примером приверженности России международным принципам и нормам в области регулирования вынужденной миграции стала ратификация Российской Федерацией в 1992 г. Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Указанные международные документы предопределили в последующем содержание законодательства Российской Федерации о беженцах.

Наряду, с этим Россия прилагает усилия, чтобы обезопасить себя от незаконной миграции и связанных с ней негативных последствий. Речь идет, прежде всего, о ратификации Россией Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (вступили в силу для России 25 июня 2004 г.).

В рамках международного сотрудничества по борьбе с незаконной миграцией Россия участвует также в подготовке и заключении двусторонних соглашений о реадмиссии. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики от 12 мая 2003 г. «О приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики». Вместе с тем ведутся переговоры о заключении аналогичных соглашений с другими странами.

На международном региональном уровне Российская Федерация является инициатором и активным участником многих многосторонних соглашений, заключенных в рамках СНГ, а также с государствами, не входящими в состав СНГ, по вопросам миграции населения, в частности соглашения, касающиеся помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.), сотрудничества в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (1994 г.), борьбы с незаконной миграцией (1998 г.) и др. Заключение названных соглашений направлено на усиление контроля со стороны государства над миграционными процессами, пресечение незаконной миграции в целях обеспечения национальной безопасности и соблюдения прав мигрантов.

Посредством международных соглашений, заключенных как на двусторонней, так и на многосторонней основе, Россия решает вопросы упорядочения взаимных поездок граждан. Так, в целях налаживания и упрочения интеграционных связей между государствами, а также исходя из необходимости максимального упрощения пересечения Государственной границы, Российская Федерация заключила ряд соглашений с другими государствами о безвизовых поездках граждан.

Таким образом, можно констатировать, что в России сложилось в целом довольно обширное законодательство в области регулирования отношений, возникающих в сфере миграции населения контроля над перемещениями населения и оказанием поддержки наименее защищенным лицам.

В настоящее время правовое регулирование миграционных отношений в России осуществляют Конституция Российской Федерации, а также целый ряд федеральных законов и других нормативных правовых актов, общепризнанные принципы и нормы международного права в области миграции, международные договоры и соглашения, в которых участвует наше государство. Признавая требования международного права, Российская Федерация закрепила в своей Конституции право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), свободный выезд за пределы государства и беспрепятственное возвращение граждан в страну (ч. 2 ст. 27), гарантии предоставления политического убежища (ч. 1 ст. 63).Названные гуманистические принципы и нормы лежат в основе формирования правовой основы регулирования миграционных отношений в России.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Определение путей повышения конкурентоспособности ОАО Хабаровская производственно-ремонтная компания
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать вниман ...

Организационно-правовая форма предприятия ОАО Читаэнерго
Производственная практика - комплексное изучение хозяйственного объекта как системы, независимо от конкретных особенностей этого объекта. Данная практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний. Целью практики является ознакомление с организацио ...

Экономические институты Украины
Актуальность темы. Обеспечить успешную трансформацию украинской экономики и построение её социально ориентированной рыночной модели неосуществимо без всестороннего критического освоения современной теории и практики и без предельно точного учёта национальной спец ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru