Организация инновационной деятельности в условиях кризиса
Помимо технологических инноваций, в 2009 г. в России 3,7% осуществляли организационные инновации, маркетинговые инновации - 2,4%.
В целом по России активно внедряют инновации предприятия таких видов экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов (32,7% обследуемых организаций в 2009 г.), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (25,7%), химическое производство (23,6%). Показатель уровня инновационной активности организаций указанных видов деятельности в 2009 г. превысил средний по России в 3,5-2,5 раза.
Самый низкий уровень инновационной активности в 2009 г. отмечался в организациях целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности (2,6%), обработки древесины и производства изделий из дерева (3,5%), добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (4,2%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (4,3%).
Удельный вес затрат на технологические инновации к объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в целом по обследованным организациям в 2009 г. составил 1,9% и по сравнению с 2008 г. увеличился на 0,5 процентного пункта. Затраты на технологические инновации в Российской Федерации в 2009 г. по сравнению с 2000 г. в постоянных ценах выросли в 2,1 раза. Следует отметить, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. затраты на технологические инновации выросли в 1,3 раза в постоянных ценах благодаря значительному росту данного показателя в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. В 2009 году затраты на технологические инновации составили 358,9 млрд. руб., что в 1,4 раза меньше затрат на исследования и разработки, что косвенно свидетельствует о низком уровне использования отечественного научного потенциала в интересах реального сектора экономики. При этом анализ внутренних затрат на исследования и разработки показывает, что их доля в валовом региональном продукте незначительна.
Основным источником финансирования инновационной деятельности по-прежнему остается самофинансирование. В 2009 г. за счет собственных средств российских организаций было профинансировано 74,0% всех затрат на технологические инновации, что на 1,7 процентного пункта выше, чем в 2008 г. Средства федерального бюджета в общей сумме затрат на технологические инновации в России выросли по сравнению с 2008 г. на 0,5 процентного пункта и составили 3,3%. Увеличились иностранные инвестиции в 2009 до 3,5% против 0,1% в 2008 г. Вместе с тем уменьшились прочие средства на 5,3 процентного пункта до 19,1%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на 0,2 процентного пункта, составив 0,1% от всех затрат на инновационную деятельность.
Конечным результатом инновационной деятельности является внедрение в производство более эффективных видов технологий, сырья, материалов, создание новых и совершенствование действующих видов продукции. В Российской Федерации в 2009 г. было отгружено инновационных товаров, работ и услуг на сумму 877,68 млрд. руб., где удельный вес инновационной продукции в производстве транспортных средств и оборудования в общем объеме инновационной продукции составил 18,2%, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 13,2%, добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - 12,7%, производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - 11,6%, химическом производстве - 11,3%.
Вследствие недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров инновационные предприятия ориентированы преимущественно на максимальное удовлетворение спроса российских потребителей. Как показывают статистические обследования, удельный вес предприятий, для которых расширение рынков сбыта внутри страны является наиболее важным результатом инновационной деятельности, составляет 28,5%, а рынков в странах СНГ - 9,4%, в странах ЕС, Исландии, Лихтенштейн, Норвегии, Швейцарии - 1,9%, в США и Канаде - 1,4%, в других странах - 8,7%.
В целом основным итогом инновационной деятельности 43,2% предприятий считают расширение ассортимента товаров, работ, услуг, 40,6% - улучшение качества товаров, работ, услуг, 41,1% - сохранение традиционных рынков сбыта, 35,3% - обеспечение соответствия современным техническим регламентам, правилам и стандартам, 27,6% - рост производственных мощностей, 21,7% - повышение гибкости производства, 20,4% - повышение энергоэффективности производства (сокращение потребления или потери энергетических ресурсов). Только 17,9% предприятий отмечают улучшение условий и охраны труда, 17,2% - замену снятой с производства устаревшей «продукции», 16,9% - улучшение информационных связей внутри организаций или с другими организациями, 16,0% - сокращение материальных затрат, 15,8% - внедрение товаров, работ, услуг на новые рынки сбыта в новые группы предприятий, 13,8% - увеличение занятости, 13,7% - снижение загрязнения окружающей среды, 12,2% - повышение мотивации к осуществлению инновационной деятельности, 11,0% - сокращение времени на взаимодействие с клиентами или поставщиками, 9,9% - внедрение товаров, работ, услуг на новые географические рынки и 9,6% - сокращение затрат на заработную плату.
Другие материалы ...
Обоснование экономической эффективности производства безобжиговых железоуглеродистых композиций
В результате реализации проекта будет создан цех по изготовлению
безобжиговых железоуглеродистых композиций.
Одним из перспективных и приоритетных направлений в современной черной
металлургии является получение металлизованных продуктов непосредственно из
исходн ...
Экономические учения Адама Смита и Давида Рикардо
Классическая
школа политической экономии возникла в период зарождения и утверждения
капиталистического способа производства. По мере дальнейшего развития развитых
странах мира основ рыночных экономических отношений становились всё более
очевидным то обстоятельство ...
Организационные формы оптовой торговли КСУП Комбинат Восток
Организационно-технологическая
(производственная) практика является важнейшей частью учебного процесса по
подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства
республики в области коммерческой деятельности .
Целью
производственной практики яв ...