Оценка результатов и эффективности реформирования неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий
По состоянию на 1 января 2004 года в Гомельской области насчитывалось 250 убыточных (неплатежеспособных) предприятий, или 67 % от общей численности. В целом по республике количество убыточных предприятий составляло 1514, или 68 % общей численности субъектов хозяйствования.
В сложившихся условиях потребовались решительные меры со стороны государства, направленные на финансовое оздоровление предприятий и изменение условий их дальнейшего функционирования и развития. Проведение процедуры банкротства одномоментного масштабного банкротства предприятий из-за сложности практического механизма его реализации применительно к сельскому хозяйству было нецелесообразным. Увеличение бюджетной помощи убыточным предприятиям без их реструктуризации привело бы к нерациональному использованию государственных средств. В этой связи в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство» и от 14 июня 2004 г. № 280 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций» было принято решение о привлечении к процессу финансового оздоровления инвесторов, способных наряду с технологической и технической модернизацией производства обеспечить не только эффективный менеджмент, но и рост экономической эффективности производства.
Основная сущность принятых решений состоит в том, что сельскохозяйственным предприятиям, имеющим задолженность по состоянию на 1 января 2004 года по уплате налогов и других обязательных платежей в республиканские и местные бюджеты за потребленный газ, электроэнергию, тепловую энергию, предоставлена отсрочка погашения задолженности до 1 января 2009 года с последующим погашением в течение пяти лет равными долями ежемесячно.
Кроме этого, инвесторам, приобретшим имущественные комплексы убыточных предприятий в собственность дополнительно предоставлена отсрочка на пять лет исполнения обязательств убыточных предприятий:
по возврату в государственный материальный резерв дизельного топлива и автомобильного бензина;
отсрочка на три года исполнения обязательств по возврату кредитов банка;
по выполненным работам, оказанным услугам.
Серьезные изменения произошли в реструктуризации финансового лизинга сельскохозяйственной техники. Организациям, в том числе инвесторам, приобретшим сельскохозяйственную технику в период с 1 января 1996 года по 31 декабря 2004 года на условиях лизинга, цена техники при передаче арендатору и постановке на учет уменьшена на 50 %. При этом арендаторам предоставлена до 1 января 2012 года отсрочка уплаты цены без начисления и уплаты процентов и с 1 января 2012 года по 31 декабря 2016 года рассрочка уплаты этой цены ежемесячно равными долями.
Наряду с этим предусмотрено, что организации-инвесторы в течение трех лет, начиная с 2005 года, могут ежегодно приобретать технику, оборудование и запасные части к ним на сумму 150 тысяч евро с уменьшением общего размера сборов в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Инвесторам представлен льготный механизм приобретения в собственность имущественных комплексов убыточных организаций по договорам купли-продажи. В частности, цена прямой продажи установлена в размере 20 % стоимости чистых активов с рассрочкой платежей в течение трех лет без индексации. При стоимости активов, равной нулю или имеющей отрицательное значение, цена продажи устанавливалась в размере одной базовой величины. Обязательным условием продажи предприятия являются:
погашение задолженности по окончании срока отсрочки в течении пяти лет равными долями;
сохранение рабочих мест на период отсрочки;
обеспечение деятельности по производству сельскохозяйственной продукции.
Комплекс организационно-экономических мер по улучшению финансового состояния убыточных предприятий и привлечению инвестиций, проведенных в ходе практической реализации Указов Президента Республики Беларусь от 19 марта 2004 г. № 138 и от 14 июня 2004 г. № 280 позволили за 2004-2005 годы в области реорганизовать 74 убыточных сельскохозяйственных предприятий, или 30 % от общей численности убыточных.
Организациям-инвесторам, приобретшим права и обязанности убыточных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с вышеназванными Указами, была предоставлена отсрочки задолженностей на общую сумму 33,65 млрд. рублей.
Другие материалы ...
Национальная экономика основные результаты и их измерение
Экономика Республики Беларусь позиционирует себя как социально
ориентированная рыночная экономика, которой присущи принципы конституционных
гарантий личных прав и свобод граждан, свобода предпринимательства и
добросовестной конкуренции, свобода выбора профессии и м ...
Организация оплаты труда на предприятии (на примере ООО Транслайн)
К
трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми
физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли[1].
От
обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования
зависят объем и своев ...
Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь
инфляция экономика денежный рынок
Проблема
инфляции занимает важное место в экономической науке, так как её показатели и
социально-экономические последствия отрицательно влияют на все стороны жизни
общества, а также играют большую роль в экономической безопасности с ...