Сущность, содержание и функции институтов
Переходный период во всех постсоциалистических странах ознаменовался принятием новых конституций, фиксирующих нормы демократического общества. Однако в условиях отсутствия демократических традиций и гражданского общества нормы в Конституции Украины и других странах СНГ должны быть прописаны более четко и детально.
Таблица 1.1 Основные элементы института как структуры
Критерий сравнения |
Формальные институты |
Неформальные институты |
Тип связей |
Законы |
Нормы |
Характер санкций за невыполнение предписаний. |
Специализированные публичные механизмы enforcement’a (полиция, суды, тюрьмы и т. д.) |
Социальные механизмы enforcement’a (кровная месть, остракизм, потеря репутации, осуждение окружающих, чувства вины и стыда, возникающие при нарушении интериоризированных моральных норм и т. д.) |
Где закреплены. |
Писаное правило (административное право, уголовное право и т. д.). |
Неписаное право. |
В отношении кого действуют. |
Все индивиды. |
Действие ограничено сегментами рынка, рамками социально однородных групп или круга лично знакомых людей. |
Транзакционные издержки. |
Не зависят от личности участников сделки и/или их социальной принадлежности, определяются лишь степенью эффективности государственного вмешательства в процесс спецификации и защиты прав собственности. |
Минимальны в случае совершения сделки в рамках социально однородных групп или круга лично знакомых людей, максимальны - в других случаях. |
Конкретные формы хозяйственной деятельности регулируются экономическими правилами и нормами. Они структурируют отношения кооперации или, напротив, конкуренции субъектов экономики и материализуются в конкретных законах: о создании хозяйственных организаций и начале предпринимательской деятельности, о формах организации хозяйственной деятельности, о запрете на монопольное поведение и поощрение конкуренции, о слиянии, поглощении, ликвидации и банкротстве компаний и т.п. Иными словами, формальные нормы и правила структурируют и регулируют отношения обмена в экономике, входа предпринимателей на рынки и выхода с них.
Неформальные институты - это, во-первых, совокупность социальных норм, источником которых является культура (социопсихологические и социокультурные неформальные институты); во-вторых, неформальные экономические нормы, непосредственно индуктируемые системой формальных институтов и отношений и направляющие экономическое поведение людей и организаций (неформальные институты делового поведения).
Социальные нормы - это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Это некие идеальные образцы, шаблоны, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Средством поощрения и наказания за соблюдение социальных норм являются социальные санкции.
Социальные нормы различаются масштабом. Существуют нормы, которые возникают и существуют только в малых группах. Они называются «групповыми привычками». А. Олейник определяет такое понятие как «организационная культура». «Организационная культура - это совокупность норм, правил и традиций, регулирующих взаимодействия между членами организации и являющихся выражением их коллективных знаний и опыта».
Второй тип социальных норм - это «общие правила», которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, этикет, манеры поведения.
Неформальные институты делового поведения - это неписанные правила, договоренности и нормы поведения, непосредственно индуктируемые системой формальных институтов. «Мы, живущие в современном мире, - пишет Д. Норт, - считаем, что жизнь и экономические процессы подчиняются писаным законам и правам собственности. Однако же в самых развитых экономиках формальные правила составляют небольшую часть той совокупности ограничений, которые формируют стоящие перед нами ситуации выбора… Наше поведение в огромной степени определяется неписаными кодексами, нормами, условностями».
На основе формальных институтов и неформальных правил делового поведения складываются соответствующие практики повседневного действия. При этом формальные практики выполняют как минимум три важнейшие функции по отношению к неформальным. Во-первых, они определяют характер неформальных практик; поэтому формальные нормы могут генерировать как продуктивные, так и контрпродуктивные неформальные нормы поведения. Во-вторых, они должны использоваться как инструмент стимулирования такой системы неформальных институтов, при которой будет обеспечена максимальная публичность и открытость экономики, утверждены современные демократические формы хозяйствования и ведения бизнеса. В-третьих, они формируют язык публичных обоснований и риторических высказываний, которые камуфлируют неформальные практики. Таким образом, формальные институты и неформальные хозяйственные модели взаимодействия формируют институциональную среду функционирования экономики и представляют собой форму существования производственных отношений. Анализ же неформальной составляющей «правил игры» в экономике позволяет дать исчерпывающую оценку институциональной среды, раскрыть систему стимулов, обеспечить высокую эффективность государственной экономической политики. [19, c. 65]
Другие материалы ...
Экономические агенты как участники экономических процессов
экономический агент некоммерческий
Тема
актуальна тем, что экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное,
как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов
использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности уча ...
Необходимость модернизации российской экономики, её основные направления и условия осуществления
Модернизация
- это переход от того состояния страны, которое мы имеем в настоящее время к
тому, каким оно должно быть для её успешного и благополучного развития в высоко
конкурентном мире. Тема всесторонней модернизации и формирования инновационной
экономики попул ...
Организация и планирование лесного хозяйства
В
соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устойчивое развитие лесного
хозяйства должно базироваться на принципах неистощительного рационального и
многоцелевого пользования. Для этого необходим комплексный подход при решении
экономических проблем, возни ...