Понятие конкурентоспособность предприятия
Понятие конкурентоспособности фирмы гораздо сложнее и трактуется весьма неоднозначно.
Наиболее значительными в 90-е годы были исследования М. Портера, профессора Гарвардской школы бизнеса, разработавшего собственную теорию конкурентных преимуществ.
М. Портер подробно анализирует различные, подходы к объяснению причин конкурентоспособности отдельных фирм. Он приходит к выводу, что конкурентное преимущество фирмы как на внутреннем, так и на мировом рынке во многом зависит от факторов, сформировавшихся в стране базирования фирмы. Рассматривая такие факторы, как наличие: рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным фирмам, различия в практике управления фирмами и др., М.Е. Портер приходит к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции.
Отвечая на этот вопрос, он исходит из следующих основополагающих принципов:
) конкурентоспособность отражает эффективность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной, фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности фирмы должны постоянно заботиться о наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов;
) конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы. Это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть обнаружена (оценена) только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары (услуги) - субституты. Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка. Таким образом, конкурентоспособность фирмы - понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента - нет.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что одним из главных вопросов, существующих при решении проблем конкурентоспособности фирмы является выявление различий в системе факторов, определяющих ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.
На внутреннем рынке конкурируют фирмы, являющиеся, в большинстве своем резидентами одной страны и находящиеся в примерно одинаковых внешних условиях - условиях, существующих в данной стране. При этом, как это следует из теории систем и практического опыта, на выживание и процветание в долгосрочной перспективе могут рассчитывать только те хозяйствующие субъекты, чье состояние и движение соответствует состоянию и движению системы в целом - национальной экономики страны. Это обстоятельство определяет тот факт, что 3) главным источником конкурентоспособности фирмы выступает ее собственный стратегический потенциал, а точнее - способность фирмы балансировать свои цели и свой потенциал с возможностями и условиями внешней среды, характерными для данной страны.
Именно в этом и заключается основная особенность и отличие международной конкуренции от конкуренции внутренней. На мировом рынке, также как и на внутреннем, конкурируют фирмы, а не страны, имеющие различный стратегический потенциал, который, также как и на внутреннем рынке определяет уровень конкурентоспособности фирмы. При этом, как было указано выше, на формирование данного потенциала решающее влияние оказывают условия, существующие в стране базирования фирмы, в соответствие с которыми фирма и стремится привести свой потенциал. Однако совершенно необязательно, что указанные страновые условия будут полностью, или вообще, хоть как-то, соответствовать требованиям и условиям мирового рынка, в решающей степени определяя возможности фирм данной страны успешно на нем конкурировать.
Другие материалы ...
Экономические кризисы причины, сущность, механизм развития
Как известно, современное общество стремится к
постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только
устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный
экономический рост не является равномерным, а постоянно прер ...
Организация коммерческой деятельности магазина Мир Золота
В
курсовой работе предполагается ознакомиться с организацией коммерческой
деятельности на одной из фирм города Ижевска. В качестве объекта изучения были
выбраны магазины розничной торговли ювелирными украшениями «Мир золота». Целью
работы является анализ коммерчес ...
Организационно-экономические механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской области
Современное
сельскохозяйственное предприятие - это сложный хозяйственный механизм, со
множеством внешних и внутренних связей, использующий разные ресурсы, в том
числе такое уникальное средство производства, как земля. Уровнем организации
взаимодействия всех состав ...