Анализ экономический ситуации в России
Сформированное в мае 2012 г. новое правительство России столкнулось с крайне сложной задачей в сфере бюджетной политики. Ему предстояло, с одной стороны, обеспечить выполнение обещаний, взятых в период предвыборной компании и оформленных в мае 2012 г. серией указов Президента России. С другой стороны - не допустить разбалансировки бюджетной (и в целом макроэкономической) политики, не отказываясь в то же время ни от инициативы по повышению расходов на оборону, ни от высокозатратных проектов (универсиада 2013 г. в Казани, Олимпийские игры 2014 г. в Сочи, чемпионат мира 2018 г. по футболу). Ключевым сдерживающим фактором, призванным предотвратить взрывной рост расходов и гарантировать сохранение бюджетной стабильности, стало решение о введении с 2013 г. новых правил формирования бюджета. Данные правила, в соответствии с «Основными направлениями бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», призваны «минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации».
Ключевые положения соответствующих бюджетных правил заключаются в следующем: планирование расходов федерального бюджета будет осуществляться исходя из т.н. базовой цены на нефть, представляющей собой среднее значение цены на нефть за ряд предшествующих лет (5 лет для 2013 года, 6 и 7 лет для 2014 г. и 2015 г. соответственно, с последующим увеличением периода определения базовой цены на нефть на один год до достижения срока 10 лет); при превышении фактическими ценами на нефть уровня базовой цены, избыток нефтегазовых доходов будет направляться в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП; в случае, если цена на нефть окажется ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда; после достижения нормативной величины Резервного фонда, дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться в Фонд национального благосостояния. При этом, часть средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов, «не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации». Федеральный бюджет на 2013-2015 гг., утвержденный Государственной Думой в конце ноября 2012 г., был разработан уже с учетом новых правил. Расходы федерального бюджета на 2013 г. запланированы в размере 13 трлн. 387,3 млрд. руб., а доходы - 12 трлн. 865,9 млрд. руб., что соответствует величине дефицита федерального бюджета на уровне 0,8% ВВП. В 2014 г. дефицит должен сократиться до 0,2% ВВП, а в 2015 г. - до 0,01% ВВП, что соответствует бездефицитному бюджету. Общий объем дополнительных расходов федерального и региональных бюджетов на эти цели, по оценкам Министерства финансов, будет существенно выше и составит 0,9% ВВП в 2013 г., 1,2% ВВП в 2014 г. и 1,4% ВВП в 2015 г. При этом, можно говорить о целой серии факторов риска, ставящих под вопрос перспективы стабильности бюджетной системы. Во-первых, новые бюджетные правила существенно сократили возможность использования нефтегазовых доходов для финансирования расходов федерального бюджета. В соответствии с формулой базовой цены на нефть, бюджет 2013 г. рассчитан исходя из цены 91 долл. за баррель, на 2014 г. - 92 долл. за баррель и на 2015 г. - 93 долл. за баррель, в то время как прогноз Министерства экономического развития (который лежал в основе планирования бюджетных показателей до введения бюджетных правил) предполагал, что цена нефти составит 97, 101 и 104 долл. за баррель соответственно. В этих условиях Минфину пришлось переносить фактическое исполнение части расходных обязательств на период после 2015 г., используя кредитные схемы финансирования. Таким образом, ценой решения краткосрочных задач политики расходов станет нарастание фактических расходных обязательств в среднесрочном периоде. Во-вторых, вызывает существенные опасения способность региональных органов власти справляться с возросшими обязательствами по социальным расходам.
Другие материалы ...
Национальная экономика основные результаты функционирования и их измерение
национальная
экономика сбалансированность модернизация
Одной из важнейших
долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является
стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и
оптимальном уровне. Для этого необходимо им ...
Экономическая эффективность разработки фторидной технологии переработки монацитового концентрата
Данная работа посвящена оценке экономической эффективности
разработанной фторидной технологии переработки монацитового концентрата.
Монацитовый концентрат состоит из различных химических
веществ, основную часть из которых (более 50%) занимают редкоземельные
элем ...
Организация и планирование электроснабжения промышленных предприятий
Электроэнергетическое обслуживание -
это организация и планирование системы электроснабжения промышленного
предприятия, обеспечивающей бесперебойное функционирование его основного
производства при минимальных капитальных и текущих затратах в целом по системе.
В ...