Рыночный спрос и факторы, его определяющие
Спрос (англ. demand) - это желание и способность потребителей покупать товары и услуги. Различают рыночный и индивидуальный спрос, а также понятия «величина спроса» и «сам спрос» (рис. 5.1).
Рис. 5.1 Основные понятия, связанные с экономической категорией «спрос»
Определяющим фактором рыночного спроса является цена товара. Зависимость спроса от цены выражает закон спроса, суть которого состоит в следующем: чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.
На динамику спроса, кроме цены товара, влияют неценовые факторы, основными из которых являются:
1. Изменение цен на товары-заменители (товары-субституты). Товары-заменители - товары, близкие по своим потребительским качествам, способные удовлетворять схожие потребности. Для таких пар товаров рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой (заменяющий) товар. Например, люди покупают больше маргарина, если дорожает сливочное масло.
2. Изменение цен на взаимодополняющие товары (товары-комплементы). Взаимодополняющие товары - товары, которые могут быть использованы только вместе. Для таких пар товаров рост цены одного товара сокращает спрос на другой товар. Например, рост цен на бензин сокращает спрос на автомобильные покрышки.
3. Изменение доходов покупателей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
4. Изменение ожиданий покупателей. Потребительские ожидания относительно возможности повышения цен на товары в будущем могут побудить покупателей к приобретению большего их количества в настоящее время, сегодня. Ожидания больших доходов заставляют потребителей меньше экономить на деньгах, они не боятся больше тратить, и спрос на товары повышается. Ожидания роста цен и снижения доходов, наоборот, ведут к сокращению текущего спроса на товары.
5. Изменение вкусов и предпочтений покупателей. Благоприятное для данного товара изменение вкусов и предпочтений, вызванное рекламой или веяниями моды, вызовет рост спроса на этот товар, и наоборот - неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей ведут к уменьшению спроса.
6. Степень удовлетворения потребности в данном товаре. Чем выше этот показатель, тем ниже спрос, и наоборот.
Под воздействием неценовых факторов изменяется «сам спрос». Они сдвигают кривую спроса вправо, если действуют положительно и спрос растет, и влево, если действуют отрицательно и спрос уменьшается.
Следует отметить, что закону спроса свойственны и нетипичные проявления, отклонения от него:
1. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь их дальнейшего роста, потребители скупают подорожавшие товары, увеличивая спрос на них. Такое явление получило название парадокса Гиффена.
2. Повышение цен на предметы роскоши (автомобили, меха, драгоценности) не делает их менее привлекательными для покупателей, так как они поддерживают высокий социальный статус и престиж тех, кто ими обладает. Такое явление в экономике называют эффектом Веблена.
3. При росте доходов населения спрос на товары низкого качества, а значит и более дешевые, понижается.
Другие материалы ...
Экономические кризисы причины, сущность, механизм развития
Как известно, современное общество стремится к
постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только
устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный
экономический рост не является равномерным, а постоянно прер ...
Особенности развития и роль российского газового комплекса на мировом рынке природного газа
В абсолютном выражении мировое энергопотребление с 1965 по
2011 г. выросло более чем в три раза - с 3,8 млрд. до 12,3 млрд. т в нефтяном
эквиваленте. При этом следует отметить, что с 1970 по 2000 гг. наблюдалось
неуклонное снижение темпов прироста энергопотребления ...
Экономические агенты как участники экономических процессов
экономический агент некоммерческий
Тема
актуальна тем, что экономическая (хозяйственная) деятельность есть не что иное,
как постоянная работа по оценке, сравнению, отбору альтернативных вариантов
использования экономических ресурсов. В хозяйственной деятельности уча ...