Рыночный спрос и факторы, его определяющие

Спрос (англ. demand) - это желание и способность потребителей покупать товары и услуги. Различают рыночный и индивидуальный спрос, а также понятия «величина спроса» и «сам спрос» (рис. 5.1).

Рис. 5.1 Основные понятия, связанные с экономической категорией «спрос»

Определяющим фактором рыночного спроса является цена товара. Зависимость спроса от цены выражает закон спроса, суть которого состоит в следующем: чем дороже товар, тем меньше спрос на него, и наоборот, чем товар дешевле, тем охотнее его покупают. Следовательно, зависимость между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональная.

На динамику спроса, кроме цены товара, влияют неценовые факторы, основными из которых являются:

1. Изменение цен на товары-заменители (товары-субституты). Товары-заменители - товары, близкие по своим потребительским качествам, способные удовлетворять схожие потребности. Для таких пар товаров рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой (заменяющий) товар. Например, люди покупают больше маргарина, если дорожает сливочное масло.

2. Изменение цен на взаимодополняющие товары (товары-комплементы). Взаимодополняющие товары - товары, которые могут быть использованы только вместе. Для таких пар товаров рост цены одного товара сокращает спрос на другой товар. Например, рост цен на бензин сокращает спрос на автомобильные покрышки.

3. Изменение доходов покупателей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет.

4. Изменение ожиданий покупателей. Потребительские ожидания относительно возможности повышения цен на товары в будущем могут побудить покупателей к приобретению большего их количества в настоящее время, сегодня. Ожидания больших доходов заставляют потребителей меньше экономить на деньгах, они не боятся больше тратить, и спрос на товары повышается. Ожидания роста цен и снижения доходов, наоборот, ведут к сокращению текущего спроса на товары.

5. Изменение вкусов и предпочтений покупателей. Благоприятное для данного товара изменение вкусов и предпочтений, вызванное рекламой или веяниями моды, вызовет рост спроса на этот товар, и наоборот - неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей ведут к уменьшению спроса.

6. Степень удовлетворения потребности в данном товаре. Чем выше этот показатель, тем ниже спрос, и наоборот.

Под воздействием неценовых факторов изменяется «сам спрос». Они сдвигают кривую спроса вправо, если действуют положительно и спрос растет, и влево, если действуют отрицательно и спрос уменьшается.

Следует отметить, что закону спроса свойственны и нетипичные проявления, отклонения от него:

1. При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь их дальнейшего роста, потребители скупают подорожавшие товары, увеличивая спрос на них. Такое явление получило название парадокса Гиффена.

2. Повышение цен на предметы роскоши (автомобили, меха, драгоценности) не делает их менее привлекательными для покупателей, так как они поддерживают высокий социальный статус и престиж тех, кто ими обладает. Такое явление в экономике называют эффектом Веблена.

3. При росте доходов населения спрос на товары низкого качества, а значит и более дешевые, понижается.

Другие материалы ...

Определение себестоимости летного часа
В современном обществе очень многие потребности человечества не могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо к местам потребления товаров или услуг, решая при этом экономическую задачу по ...

Экономическая эффективность разработки фторидной технологии переработки монацитового концентрата
Данная работа посвящена оценке экономической эффективности разработанной фторидной технологии переработки монацитового концентрата. Монацитовый концентрат состоит из различных химических веществ, основную часть из которых (более 50%) занимают редкоземельные элем ...

Организационно-экономические механизмы финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий Гомельской области
Современное сельскохозяйственное предприятие - это сложный хозяйственный механизм, со множеством внешних и внутренних связей, использующий разные ресурсы, в том числе такое уникальное средство производства, как земля. Уровнем организации взаимодействия всех состав ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru