Особенности империализма в ведущих капиталистических странах (последняя треть XIX-начало ХХ в.)

Россия

В социально-экономическом развитии России конца ХIХ - начала ХХ вв. главной тенденцией было дальнейшее развитие капитализма в промышленности, основные проявления которого свидетельствовали о достижении им более высокого уровня. Экономическими признаками этого этапа являлись: образование монополий в результате концентрации производства и централизации капиталов, слияние банковского и промышленного капиталов и образование финансовой олигархии, вывоз капитала, экономический и территориальный раздел мира.

Сельское хозяйство. В 80-90-х годах сельское хозяйство характеризовалось социальной дифференциацией крестьянства. Реформы активизировали процесс накопления капитала. Спрос на сельскохозяйственную продукцию стимулировал развитие как сельского хозяйства в целом, так и отдельных его отраслей. В ходе превращения земледелия в товарное производство возникали специализированные районы, способствовавшие развитию обмена между различными регионами страны. Северные и центральные губернии стали районами торгового льноводства и мясомолочного хозяйства, черноземные губернии, Поволжье и Заволжье превратились в районы товарного зернового хозяйства. Однако машины и новая агротехника применялись редко, поэтому урожайность хлеба росла медленно. Основным поставщиком товарного хлеба были помещики, оставившие себе после реформы лучшую часть земли. Им пришлось перестраивать хозяйство на новый лад, что требовало времени. Многочисленные феодальные пережитки, зависимость крестьян от помещиков, отсутствие опыта замедляли переход помещичьего хозяйства на капиталистические начала. Быстрее всего капитализм развивался там, где меньше было крепостнических пережитков. По методам преобразования сельского хозяйства можно выделить районы с преобладанием "прусского" и "американского" путей развития капитализма. "Прусский" путь характеризовался сохранением значительного числа пережитков феодализма, в том числе высокой степенью эксплуатации крестьянства, введением высоких выкупных платежей, сохранением общины. Такой тип хозяйствования преобладал в Черноземном районе, Среднем Поволжье. "Американский" путь отличался интенсивным развитием производительных сил, внедрением сельскохозяйственных машин, распространением передовых достижений агрикультуры, свободой в применении наемного труда. Он был характерен для Севера, Сибири, Заволжья, Украины, Северного Кавказа. Переселенческая политика, предпринятая правительством Столыпина, имела определенные успехи. Она помогала экономическому и социальному развитию новых регионов. Новые поселки постепенно превращались в крупные населенные пункты с органами местного самоуправления. Значительную поддержку правительство оказывало развитию сельского кооперативного движения. Государственный банк предоставлял средства кредитным товариществам. Это был первый этап кооперативного движения с преобладанием административных форм регулирования отношений в сфере мелкого кредита. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накопив собственные капиталы, могли существовать самостоятельно. Уже к 1912 г. сложилась система мелкого крестьянского кредита, состоящая из ссудно-сберегательных и кредитных товариществ. В 1911 г. был утвержден устав Московского народного банка, который стал финансовым центром крестьянской кредитной кооперации. Реформа ускорила процесс развития рыночной экономики -выросла товарность сельского хозяйства, увеличился спрос на сельскохозяйственную технику, удобрения, предметы широкого потребления. Все это способствовало подъему промышленного производства.

Промышленность и торговля. Реформы 60-70-х годов дали мощный толчок развитию промышленного производства. Важным показателем этого процесса стало увеличение удельного веса городского населения и изменение его сословно-классовой структуры. К 80-м годам во всех отраслях экономики завершился промышленный переворот. В основных отраслях промышленности и на транспорте машинное производство вытеснило ручную технику. Водяное колесо и мускульная сила человека были заменены паровым двигателем. В России промышленный переворот прошел в два этапа. В 30-40-х годах он в основном завершился в хлопчатобумажной промышленности, а в 70-80-х годах - на железнодорожном транспорте и в тяжелой промышленности. В пореформенную эпоху огромную роль в развитии экономики играло железнодорожное строительство. Создание развитой железнодорожной сети способствовало существенному расширению внутреннего рынка. Строительство железных дорог являлось не только показателем экономического роста, но и его стимулятором. Оно способствовало развитию добывающей, металлургической, металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Развитие железнодорожного транспорта ускоряло развитие сельского хозяйства, так как улучшало возможности сбыта и обращения товаров. Все это создавало условия для окончательного формирования всероссийского рынка и дальнейшего развития капиталистических отношений. Одним из главных итогов масштабного железнодорожного строительства стало энергичное развитие экономики. Черная металлургия и угледобывающая промышленность превратились в основные отрасли тяжелой промышленности. Во второй половине 90-х годов были построены новые машиностроительные заводы. Высокие темпы роста отраслей тяжелой промышленности не могли не отразиться на отраслевой структуре хозяйства и территориальном размещении промышленности. Появились новые виды производства, такие, как нефтяная, нефтеперерабатывающая, машиностроение. Быстрое освоение новых территорий затронуло размещение топливной и металлургической промышленности. Некоторые районы сохраняли аграрный характер. Они поставляли городам хлеб и сельскохозяйственное сырье и являлись потребителями промышленных изделий. Неравномерность размещения промышленности по территории - одна из особенностей развития капитализма в России. Экономические изменения в сельском хозяйстве и промышленности не могли не сказаться на внутренней и внешней торговле. Менялись формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в основном в менее развитых районах. В крупных городах создавались торговые компании с развитой сетью магазинов и складов. Сформировались товарные биржи, носившие, как правило, специализированный характер: хлебные, лесные, мануфактурные и т.п. Быстрыми темпами развивался рынок промышленных товаров. Сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяйственного труда, нефтепродукты, ткани, обувь. Потребителями товаров становилось не только городское, но и сельское население. Возрастали объемы внешнеторгового оборота, что свидетельствовало о втягивании России в мировой рынок. Бурное развитие российской экономики характеризовалось проникновением иностранного капитала в промышленность, чему в немалой степени способствовали низкие таможенные тарифы, и предоставление права иностранным подданным на поиск и добычу полезных ископаемых. Иностранный капитал инвестировался в нефтедобычу и нефтепереработку, транспорт, а также на реконструкцию предприятий и создание комплексов в черной металлургии. В инвестиционном процессе преобладали вложения четырех стран - Франции, Англии, Германии, Бельгии. В начале 90-х годов страна вступила в новый этап промышленного развития. В результате промышленного подъема она выходит в число стран со средним уровнем развития капитализма. Россия лидировала по темпам роста и концентрации производства. Этому в значительной мере способствовало широкое развитие акционерных форм. Во главе промышленности, как правило, стоял крупный акционерный капитал. После динамичного развития конца XIX в. промышленность, как, впрочем, и экономика в целом, вступила в период спада. Общее промышленное развитие продолжалось, но проходило очень неравномерно. В 1909-1913 начался новый экономический подъем. Особенно быстрыми темпами возросло производство промышленной продукции. Поданному показателю Россия опережала Англию, Францию, Германию, США. Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора. Продукция промышленности покрывала 80% внутреннего спроса. Развитие экономики способствовало усилению монополистических процессов. Первые монополии появились уже в конце 70-х годов XIX в. Благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов они создавали возможности для ускорения технического прогресса и условия для извлечения высоких прибылей. Первоначальной формой монополистического объединения являлся картель. Картель создавался как временное соглашение самостоятельных предприятий с целью установления контроля над рынком определенного товара. Он предусматривал установление обязательных для всех участников минимальных цен на товары; разграничение районов сбыта, определение общего объема производства или сбыта и доли в нем каждого участника, общие условия найма рабочей силы, обмен патентами и т.д. Для промышленности наиболее типичным было создание монополий типа синдиката - соглашения самостоятельных предприятий о совместной коммерческой деятельности при сохранении производственной деятельности. Первые синдикаты возникли в отраслях, связанных с железнодорожным строительством. Это были объединения предприятий по производству рельсов, потом заводов по производству крепежа для рельсовых конструкций, строительству мостов и т.д. Первые промышленные монополии появились в новых производствах, что свидетельствовало о чрезвычайно важной роли железнодорожного строительства для хозяйственного развития страны. В начале XX в. наиболее распространенной формой монополий являлись синдикаты. Они создавались в отраслях тяжелой промышленности: добывающей, металлургической, машиностроении. В нефтяной промышленности начали образовываться тресты, которые характеризовались потерей объединяющимися предприятиями коммерческой и производственной самостоятельности и подчинением единому управлению. Владельцы, вошедшие в трест, превращались в акционеров треста. Монополистические объединения появлялись также в легкой и пищевой промышленности, сахарном, полотняном, джутовом, ниточном, шелковом производствах. Однако процесс монополизации легкой промышленности отставал от процесса монополизации тяжелой. К 1914 г. в стране насчитывалось более 200 монополистических объединений разного типа.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие материалы ...

Направления развития инфраструктурного комплекса города
Развитие и совершенствование социально-экономических процессов показывают, что развитие города невозможно без создания и использования комплекса мероприятий и условий, помогающих и эффективному функционированию производства, и нормальному осуществлению всех вопросо ...

Организация коммерческой деятельности на предприятии
Коммерческая деятельность является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы в рыночных условиях хозяйствования. Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе принципа полного р ...

Оборотные средства предприятия. Пути повышения эффективности их использования
Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными производственными фондами необходимы предметы труда, материальные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда участвуют в создании продукта труда, его потребительной стоимости и образов ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru