У.С. Джевонс и Л. Вальрас
Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) в Лондонском университете изучал химию и математику, но, завершая его, увлекся политической экономией. В 1863 г. был принят для преподавания политической экономии в колледж в Манчестере, где спустя несколько лет издал свои главные работы, в их числе «Теория политической экономии» (1871) и «Принципы науки» (1874). Последние годы своей непродолжительной жизни (с 1876 по 1880 г.) работал в должности профессора политической экономии в Лондонском университете.
Особенности методологических и теоретических позиций.
Субъективизм маржинальных идей в трудах У. Джевонса очевиден из следующего.
Во-первых, максимальное удовлетворение потребностей при минимуме усилий является, на его взгляд, сугубо экономической задачей, не связанной с политическими, моральными и другими факторами. При этом приоритетное значение придавалось им проблематике полезности, т.е. потребления и спроса, о чем свидетельствует, в частности, его трактовка главной задачи экономической науки. «Дан определенный уровень населения с различными потребностями и производственными возможностями, обладающего определенным количеством земли и других материальных ресурсов; требуется найти способ приложения его труда, который будет максимизировать полезность произведенного»6.
Во-вторых, рассматривая полезность и ценность по функциональной зависимости, У. Джевонс считал, что цена товара функционально зависит от предельной полезности, а последняя в свою очередь зависит от товарных цен, обусловленных издержками производства. Это значит, что он не принимал самостоятельного значения издержек и предельной полезности, как это затем «открыли» А. Маршалл и В. Парето.
И в-третьих, У. Джевонс разделял положение «классиков» о совершенной конкуренции, позволяющей продавцам и покупателям иметь доступ друг к другу и обладать полной взаимной информацией. Отсюда он пришел к заключению, что субъекты рынка обеспечивают получение человеком такой комбинации товаров, которая в наибольшей степени удовлетворяет его потребности. В этом свидетельство постижения им принципов предельного анализа («займов Госсена») и основание считать его одним из родоначальников маржинализма.
Меньшая популярность вплоть до конца XIX в. трудов У. Джевонса (равно как и Л. Вальраса) была вызвана главным образом математической формой самовыражения, которая все еще не воспринималась читателями, не желавшими как бы по инерции находить ответы по социальной проблематике в математических уравнениях и прочих средствах математики. Вместе с тем ни тот, ни другой (и, конечно, К. Менгер) не «вторгались» с помощью математических средств маржинализма в сферу производства, в том числе никто из них не строил ни кривых спроса, ни кривых предложения, хотя У. Джевонс был к этому, казалось бы, ближе других, учитывая возможности, которую давали ему построения кривых издержек производства.
У. Джевонс оказался в числе тех ученых, которые находились под влиянием утилитаристских идей английского философа Иеремии Бентама, интерес к которым возродился еще в середине 19 столетия. Он полагал, что его (Бентама) убеждение об исчислении наслаждений и страданий возможно приложить к экономическому подходу в осмыслении человеческого поведения.
Поэтому представляется, что высказывание У. Джевонса о том, что Д, Рикардо «перевел поезд экономической науки на ложный путь», явилось бентамовской реакцией на классовую позицию своего соотечественника.
Кроме того, его утверждение - «все товары в результате обмена распределяются таким образом, чтобы доставить максимум выгоды» - почти созвучно основному постулату И. Бентама: «Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей, страдания и удовольствия. Им одним предоставлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы должны давать . Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим, что мы думаем»7.
Леон Мати Эспри Вальрас (1834-1910) интерес к экономической теории проявил благодаря отцу, обратившему его внимание на работы О. Курно. В этом также причина отражения в интересовавшей его политической экономии средств математического «языка» (базовым образованием Л. Вальраса была математика),
Другие материалы ...
Экономическая эффективность в дорожной отрасли
Экономика
дорожного движения является неотъемлемой частью экономики дорожного хозяйства.
Дорожное хозяйство представляет собой один из важнейших элементов Единой
транспортной системы России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи
Конституции Российской ...
Экономические затраты на модернизацию и монтаж локальной вычислительной сети
В условиях рыночной экономики информация выступает как один из
важнейших товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан
с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами,
информатизацией оптовой и розничной торговли, торговых ...
Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового
позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным
направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на
предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...