Понятие несовершенной информации
В существующей экономике асимметричная информация имеет место, когда одна сторона сделки обладает большей информацией, чем другая (английский термин - «asymmetric(al) information», в русской литературе также называется «несовершенная информация», «неполная информация»).
Многие ученые работал над этим понятием, но первым, кто упомянул о нем, был Кеннет Эрроу в статье «Неопределенность и экономика благосостояния в здравоохранении». : «…всегда существует асимметрия информации относительно методов производства между производителем и покупателем любого товара, но в большинстве случает потребитель может иметь такое же или почти такое же хорошее представление о качестве продукта, как и производитель…»[1] Конечно, Кеннет Эрроу рассматривал несовершенную информацию в рамках здравоохранения, рассматривая, при этом только один рынок и в данной статье, рассмотрена ситуация, где утаивать информацию, может только врач (продавец), обратной ситуации нет.
Итак, обеспечение информацией - весьма затруднительно. По большей части, главная сложность заключается именно в том, чтобы раздобыть информацию, но получение любой информации приводит неизбежно к затратам. Так что мало того, что нужно определить нужную информацию, но и соизмерить, стоят ли данные затраты, той информации.
Однако информации свойственно изменяться, причем довольно быстро - это тоже существенная проблема.
Неполнота информации - одна из непосредственных причин рыночной неопределенности.
Рыночная неопределенность - есть условие принятия экономических решений. Заключается она в том, что субъектам в экономике приходится принимать решения, где трудно предугадать изменения, а результат не всегда можно определить. И так как, асимметричность информации присутствует всегда, то и рыночная неопределенность так же будет иметь место.
Существует два типа асимметрии информации: скрытые характеристики (одна из сторон сделки имеет более полную, надежную информацию, чем другая) и скрытые действия (тот, у кого более верная информация, может совершать действия, которые будут незаметны для менее информированного участника сделки).
Однако стоит учитывать несколько моментов:
Первый, что скрытые характеристики - это качества и полезность самого объекта сделки. Качественность одних может быть выявлена до потребления, других в процессе потребления, а третьих может быть не выявлена и в процессе потребления (к примеру, лекарства). Две последние характеристики объектов сделки, если, конечно, таковые имеются, сами создают асимметричность информации. Такую же ситуацию можно перенести на ситуацию с участниками сделки, где намерения одной неизвестны другой, то есть являются скрытыми характеристиками.
Второй, наличие асимметричной информации «подталкивает» продавца к продажам менее качественной продукции, по высокой цене. Ну а почему бы и нет? Если скрытые характеристики некоторых изделий так сложно выявить на вид. Да и это вполне рационально, выгодно.
Но не стоит думать, что из-за асимметричной информации страдает только потребитель. Ведь скрытые характеристики потребителя также неизвестны продавцу. Это можно проследить на простом примере: допустим, авиакомпании нужно установить такую цену на билеты, чтобы получить максимальную прибыль, но при этом учесть возможности и предпочтения потребителей. Однако, к какому «слою» общества (от чего зависит платежеспособность) относится каждый пассажир, является для компании скрытой характеристикой. И если установить цену на «предпринимательский» уровень, то доход с одного билета возрастет, но количество проданных билетов будет мало. Если установить цену «туристический» уровень, то число проданных билетов будет расти, однако прибыль с каждого билета упадет.
«Исследование, за которое Джордж Акерлоф, Майк Спенс и я были награждены в 2001 году Нобелевской премией, - часть большой исследовательской программы, которая сегодня охватывает тысячи исследователей во всем мире. Мы надеялись показать, что в информационной экономике предстоят фундаментальные изменения. Проблемы информации являются центральными не только в рыночной экономике, но также и в политэкономии, и мы исследуем некоторые из значений информационных недостатков для политических процессов» [2]- отметил Джозеф Стиглер.
Другие материалы ...
Общая характеристика деятельности кафе В Гости
Общественное
питание - отрасль народного хозяйства, которая была, есть и будет самой
рыночной сферой деятельности.
В
нашем современном и динамичном мире развитие массового питания играет огромную
роль. Питание - одно из важнейших условий существования человека ...
Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового
позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным
направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на
предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...
Обоснование экономической эффективности применения нового оборудования на нефтеперерабатывающем предприятии
В настоящее время нефтяной сектор
топливно-энергетического комплекса России является одним из наиболее устойчиво
работающих производственных комплексов российской экономики.
Нефтяной комплекс сегодня обеспечивает
значительный вклад в формирование положительного ...