Формы и виды конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция

Существует несколько подходов к определению форм конкуренции в зависимости от особенностей ее проявления. В целом формы конкуренции можно классифицировать по нескольким признакам:

. По масштабам развития выделяются:

индивидуальная конкуренция, которая предполагает, что индивидуальный производитель той или иной продукции стремится найти и занять свою нишу на рынке ("свое место под солнцем") - выбрать наиболее оптимальные условия для производства и реализации собственной продукции;

местная конкуренция - конкуренция, существующая между производителями на какой-то территории;

отраслевая (или внутриотраслевая) конкуренция. Конкуренция на отраслевом рынке предполагает конкуренцию между аналогичными товарами, обладающими сходными потребительскими качествами, но различающимися по цене, качеству или ассортименту;

межотраслевая конкуренция - соперничество между предприятиями разных отраслей за платежеспособный спрос населения в целях извлечения большего дохода;

национальная конкуренция - конкуренция среди отечественных фирм-производителей;

глобальная конкуренция - конкуренция, вышедшая за масштабы национального рынка, соперничество предприятий, хозяйственных объединений, государств на мировом рынке.

. По характеру развития конкурентных отношений конкуренцию разделяют на свободную (именно ее мы рассматривали в предыдущих вопросах); регулируемую.

Существование регулируемой конкуренции объясняется тем, что в условиях функционирования рыночной системы не исключено ослабление конкуренции как главного контрольного механизма в экономике. В этой связи государство, как субъект экономических отношений, берет на себя полномочия по защите конкуренции. Для большинства рынков регулирование отношений конкуренции и ее защита осуществляются на основе антимонопольного законодательства.

. По методам ведения конкурентной борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

ценовая конкуренция предполагает использование цен для обеспечения наилучшего положения фирмы на рынке при существующих условиях; в этом случае конкурентное преимущество достигается обычно за счет снижения цены. Одни фирмы таким путем обеспечивают себе доминирующее положение на рынке, для других - это единственный способ удержаться на рынке перед лицом более мощных конкурентов. В целом имеются два резерва для маневрирования ценами: снижение издержек производства и уменьшение прибыли. К этому методу конкурентной борьбы прибегают, например, при внедрении ресурсосберегающей технологии и связанной с этим экономией на издержках производства;

неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Здесь решающую роль играют такие параметры производимой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества, безопасность в эксплуатации.

Существует и еще один подход, разделяющий конкуренцию на:

предметную, то есть соперничество на рынках конкретных видов продукции и услуг разных фирм-изготовителей;

видовую, то есть соперничество между производителями однородных видов продукции для сходных сфер применения;

функциональную, предполагающую соперничество разных видов изделий одинакового назначения, которые могут быть взаимозаменяемы.

Чаще всего внутриотраслевую конкуренцию отождествляют с предметной, межотраслевую - с функциональной.

Теперь уделим внимание специфическим чертам отношений конкуренции на современном этапе развития экономических систем, рассмотрим некоторые особенности ее проявления в постиндустриальных экономиках.

В индустриальной экономике, ориентированной на массовое производство стандартизированной продукции, рассчитанной на массовый вкус, имела место жесткая конкуренция между производителями, шло соперничество, связанное со снижением издержек производства и цены одного и того же продукта, производимого разными фирмами, преобладала ценовая конкуренция. В индустриальной экономике все было проникнуто духом конкурентной борьбы между производителями вокруг цены товара, между продавцами за выгодные условия реализации продукции, между потребителями за выгодные условия приобретения товара.

Информационное (постиндустриальное) общество отличается быстротой перемен, растущим многообразием товаров, удовлетворяющих самые изысканные и непредсказуемые вкусы потребителей. Здесь предприятия редко производят один и тот же товар длительное время. Если же это имеет место, то, по крайней мере, одно предприятие теряет возможность увеличения прибыли. Острота ценовой конкуренции в таких условиях идет на убыль.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Экономическая эффективность экспорта на перерабатывающем предприятии АПК
Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием экспортного потенциала агропромышленного комплекса Республики Беларусь и всесторонней интеграцией белорусской аграрной экономики в мировую сельскохозяйственн ...

Экономическая эффективность разработки фторидной технологии переработки монацитового концентрата
Данная работа посвящена оценке экономической эффективности разработанной фторидной технологии переработки монацитового концентрата. Монацитовый концентрат состоит из различных химических веществ, основную часть из которых (более 50%) занимают редкоземельные элем ...

Особенности и сущность маржинальной революции
В конце XIX - первой трети ХХ в. большое влияние приобретает новое направление в экономической теории, существенно отличающееся от классического направления и даже выступающее определенной альтернативой ему. Оно известно как маржинализм (от англ. margiпa/- предельный) ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru