Экономическая роль конкуренции. Принцип "невидимой руки"
Первоначальное знакомство с понятием "конкуренция" может создать не совсем верное впечатление о конкуренции как явлении экономической жизни. Изложенное выше позволяет предположить, что свободное рыночное соперничество вносит в рыночную экономику неорганизованность и беспорядок, что в общем-то соответствует стихийному характеру самого рынка. Тем не менее в реальной действительности решения, которые принимают субъекты рыночных отношений - многочисленные предприятия и домохозяйства, точно согласуются и соответствуют друг другу. Товаропроизводители (фирмы) производят именно те материальные блага, которые востребованы потребителями. С другой стороны, домохозяйства как владельцы экономических ресурсов поставляют на рынок факторов производства именно те ресурсы, которые востребованы производством. Именно конкуренция, играющая важную роль в функционировании рыночного механизма координации и управления экономикой, позволяет избежать потенциального хаоса, который мог бы быть порожден свободой предпринимательства и выбора. Конкурентная рыночная система являет собой особый механизм, обеспечивающий взаимосвязь и синхронизацию: Детальное описание микронаушники +для сдачи здесь.
решений потребителей о покупках товаров;
решений производителей об их производстве;
решений поставщиков ресурсов о сферах приложения принадлежащих им факторов производства.
В рыночной экономике, основанной на конкуренции, организационным механизмом служит рыночный механизм координации экономической жизни, конкуренция же выступает в качестве механизма контроля и управления в такой экономике. Так, через рыночный механизм спроса и предложения нужды потребителей (общества) доводятся до предприятий, а через них соответствующая информация доходит до поставщиков ресурсов. Конкуренция же побуждает фирмы и поставщиков ресурсов реагировать должным образом, удовлетворяя желания и нужды общества.
Поясним. Предположим, что имеет место увеличение рыночного спроса на некий товар. Рост спроса будет сопровождаться увеличением цены продукта, а значит, как следствие, возрастет прибыль в отрасли, его производящей. Эта прибыль будет являться для производителей данного блага сигналом о необходимости расширять предложение, означая, что обществу требуется именно этот продукт. Экономическая прибыль привлечет на данный рынок новые фирмы из других отраслей. Благодаря конкуренции, не ограничивающей вход на любой рынок, становится возможным появление новых фирм в отрасли, что приведет одновременно к увеличению отраслевого (рыночного) предложения, объемов производства и снижению цены до первоначального уровня, исключающего как приток новых фирм на данный рынок, так и их отток. Таким образом, конкуренция является действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства и обеспечивает ответные действия на изменившиеся потребности общества.
Кроме того, конкуренция заставляет фирмы использовать наиболее эффективные производственные технологии. На конкурентном рынке производитель, не способный применить наиболее эффективную технологию (обеспечивающую производство данного количества товаров с наименьшими издержками), будет в результате конкурентной борьбы вытеснен более эффективными (более конкурентоспособными) фирмами. Как мы видим, конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую внедрению достижений научно-технического прогресса.
Благодаря конкуренции в условиях конкурентной рыночной системы достигается любопытное и важное тождество - тождество и единство общественных и частных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, действующие исключительно в собственных интересах (связанных с максимизацией или производственной прибыли, или доходов на факторы производства) в условиях остроконкурентной борьбы, направляемые как бы "невидимой рукой", обеспечивают удовлетворение интересов общества. Общественные (общегосударственные) интересы можно, в самом общем виде, свести к следующим двум фактам:
. Экономические ресурсы должны быть использованы оптимально, что предполагает наиболее эффективную организацию производства, разработку и внедрение новых более совершенных технологий.
. В экономике должны производиться только те товары и услуги, которые востребованы обществом. Это, в свою очередь, предполагает эффективное распределение экономических ресурсов по отраслям и сферам производства.
По сути дела, мы задали критерии экономической эффективности функционирования рынка (рыночной экономики).
Здесь тоже потребуются некоторые дополнительные пояснения. В условиях конкуренции при создании некоторого количества продукции фирмы вынуждены использовать требующую наименьших затрат комбинацию ресурсов (то есть самую эффективную из всех возможных технологию производства), что соответствует личным интересам производителей. Другое поведение в сфере производства тождественно для любой фирмы отказу от прибыли или даже возможности со временем утратить свое место на данном рынке вследствие банкротства. С другой стороны, понятно, что подобное эффективное использование экономических ресурсов (напомним, что ресурсы общества ограничены) соответствует интересам всего общества в целом. Таким образом, достигается первый из обозначенных критериев эффективности.
Другие материалы ...
Экономические кризисы причины, сущность, механизм развития
Как известно, современное общество стремится к
постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только
устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный
экономический рост не является равномерным, а постоянно прер ...
Организационно-правовая форма предприятия ОАО Читаэнерго
Производственная практика - комплексное изучение хозяйственного объекта
как системы, независимо от конкретных особенностей этого объекта. Данная
практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний.
Целью практики является ознакомление с организацио ...
Экономические показатели АТП
Автомобильный транспорт обеспечивает экономию общественного
времени в перевозках грузов и пассажиров, способствует развитию
производительных сил общества, расширению межрегиональных связей, а также
улучшению культурно-бытового обслуживания населения. В тоже время
...