Конкуренция как закономерность рыночной экономики

3. Чистая монополия - это конкуренция, существующая на рынке в том случае, если на нем действует только один продавец, у которого нет конкурентов. Ее особенность в том, что продавец может изменять цену в очень широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается только возможностями потребителей оплатить покупку. Если на рынке существует только один покупатель, такое явление называется монопсонией (от греч. «один покупаю»).

Обобщающая характеристика совершенной и несовершенной конкуренции приведена в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Характерные черты совершенной и несовершенной конкуренции

Характеристика

Чистая (совершенная) конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

множество

много

несколько

одна

Тип продукта

стандартизированный

дифференцированный

стандартизированный или дифференцированный

уникальный, нет близких заменителей

Контроль над ценой

отсутствует

некоторый, но в довольно узких рамках

ограниченный взаимной зависимостью или существенный при тайном сговоре

значительный, сопровождаемый диктатом цен

Условия вступления в отрасль

очень легкие, препятствия отсутствуют

сравнительно легкие

трудные

проникновение в отрасль блокировано

Неценовая конкуренция

отсутствует

присутствует и для нее характерны значительный упор на рекламу, торговые знаки и т.д.

очень типична, особенно при дифференциации продукта

имеет место и осуществляется, главным образом, через рекламу и связи фирмы с общественными организациями

Примеры

сельское хозяйство

рыночная торговля, производство одежды, обуви

производство автомобилей, бытовых электроприборов и т.д.

местные предприятия коммунального хозяйства, электроэнергетики

Естественная монополия возникает в отраслях, где в силу их особой организации производства (по сетевому принципу) затруднительно развивать конкуренцию. Искусственная монополия - это объединение, создаваемое ради получения монополистических выгод. Она преднамеренно изменяет структуру рынка в своих интересах: создает барьеры для появления на рынке новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки ограничивает или препятствует выдаче конкурентам кредитов), формирует очень высокий по сравнению с конкурентами уровень технологии производства, теснит конкурентов хорошо организованной рекламой.

Искусственная монополия выступает в следующих формах (табл. 4.2).

Таблица 4.2 Основные формы монополистических союзов

Формы союзов

Происхождение их названия

Главные пункты соглашений

Картель

от итал. carta - документ

• о разделе рывков; • о квотах (долях) производства; • об уровнях цен. Не исключает конкуренции между участниками соглашения.

Синдикат

от греч. syndikos -действующий сообща

• о совместном сбыте продукции и закупках сырья; • о квотах (долях) производства и ценах. Не исключает конкуренции между участниками соглашения.

Трест

от англ. trust -доверие

• полное объединение предприятий. Участники соглашения теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, конкуренция между ними невозможна.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие материалы ...

Организационные формы оптовой торговли КСУП Комбинат Восток
Организационно-технологическая (производственная) практика является важнейшей частью учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства республики в области коммерческой деятельности . Целью производственной практики яв ...

Организационные типы построения производственной структуры предприятия
Структурный анализ предприятия значительно расширяет возможности его изучения. Во-первых, этот анализ позволяет гораздо глубже познать экономические механизмы производства материальных благ, выявить зависимости параметров выхода от внутренних состояний объекта. Во ...

Оборотные средства предприятия. Пути повышения эффективности их использования
Для обеспечения бесперебойного процесса производства наряду с основными производственными фондами необходимы предметы труда, материальные ресурсы. Предметы труда вместе со средствами труда участвуют в создании продукта труда, его потребительной стоимости и образов ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru