Причины инфляции

Инфляция зарождается на денежном рынке. Именно там, в деформациях денежного обращения, и следует искать ее причины. Рассмотрим их.

Во-первых, из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. Как известно, в экономике возникают проблемы, решение которых требует проведения краткосрочной денежной политики. Краткосрочная денежная политика должна проводиться в рамках долгосрочной неинфляционной политики. Если государство, стараясь подстегнуть производство, прибегает к экономически необоснованной денежной эмиссии и подключает центральный банк к решению текущих проблем, то велика вероятность, что увеличение денежной массы выйдет за пределы долгосрочного равновесия денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать хозяйство от инфляции, центральный банк может наводнить экономику излишними деньгами, что способствует развитию инфляционного процесса.

Во-вторых, бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на центральный банк смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.

Другой вариант - регулярные займы правительства в центральном банке. В этом случае инфляция все равно неизбежна, хотя протекает несколько медленнее и в более цивилизованных формах. Допустим, что правительство одолжило в центральном банке определенное количество денег, обязавшись вернуть ссуду с процентами через год. Полностью выполнив свое обещание и расплатившись с центральным банком, оно вновь обращается к нему за кредитом и повторяет такую операцию из года в год. Несмотря на то, что деньги время от времени возвращаются обратно в центральный банк, заметна кредитная эмиссия, постепенно происходит разбухание денежной массы. Инфляция получает дополнительный импульс.

Возможен и третий вариант покрытия дефицита, когда правительство вынуждено размещать свои долговые обязательства где угодно, кроме центрального банка собственной страны. Подобная ситуация возникает там, где центральные банки независимы от исполнительной власти, наделены большими правами и ответственностью за неинфляционное развитие народного хозяйства. Они отказывают правительству и дают ему кредиты только в исключительных, специально оговоренных законом случаях. Правительство может выпускать займы, т. е. брать в долг деньги у своих и иностранных граждан, корпораций, коммерческих банков, фондов и т. п.

На первый взгляд, указанный путь финансирования бюджетного дефицита имеет выраженный неинфляционный характер: те, кто покупают облигации государственных займов, распоряжаются доставшейся им частью наличной денежной массы, нисколько не увеличивая ее объемов. На самом деле все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям сбережений свои долговые расписки, государство забирает денежные ресурсы, которые могли бы стать инвестициями. Это значит, что при таком способе покрытия дефицита инвестиционный спрос удовлетворяется далеко не полностью. Таким образом, при любом способе финансирования бюджетный дефицит ведет к инфляции.

В-третьих, милитаризация экономики способствует возникновению по крайней мере трех инфляционных эффектов. Так, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление (первый инфляционный эффект). Предположим, что государству удалось сэкономить на других статьях расходов и так отрегулировать свои финансы, что даже в условиях милитаризованной экономики дефицит бюджета оказался небольшим и его роль в развертывании инфляционного процесса сведена к минимуму. Тогда воздействие милитаризма на инфляцию принимает иные формы. Военная экономика поглощает материальные, интеллектуальные и прочие ресурсы, которые можно было бы использовать более эффективно, например, выпуская потребительские товары. Если ресурсы распределены в экономике не оптимально, то возникающие диспропорции затрудняют развитие гражданского производства, что отрицательно сказывается на объеме и динамике товарного предложения, усугубляет неравновесие рынков в пользу спроса (второй инфляционный эффект). Укажем также, что занятые в оборонном секторе выступают на потребительском рынке исключительно в роли покупателей, предъявляют спрос, но не способствуют увеличению предложения товаров (третий инфляционный эффект). По мере конверсии военного производства действие отмеченных эффектов ослабевает.

Перейти на страницу: 1 2

Другие материалы ...

Обоснование стратегии развития организации в сфере городского хозяйства в современный период
Я, Бухарова Марина Александровна, студентка 5 курса заочного отделения факультета экономики и управления на предприятии городского хозяйства ЧОУ ВПО Южно-Уральский институт управления и экономики, проходила преддипломную практику в Муниципальном образовании Таловс ...

Организация и технико-экономическое обоснование производства системы АСУ-ГХ (на примере ОАО КНИИТМУ)
Использование космических технологий спутникового позиционирования ГЛОНАСС и GPS является наиболее эффективным и перспективным направлением в создании систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях различных отраслей. Система ГЛОНАСС представляет собой ...

Нормирование труда как основа для проектирования трудовых процессов организации
рентабельность себестоимость продукция трудовой Целесообразность и эффективность любого общественного труда и общественного производства обеспечивается в первую очередь его рациональной организацией. Рациональная организация труда, прежде всего, требует четко опре ...

Copyright © 2013 - все права принадлежат - www.regulareconomic.ru